Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт»

Для того, чтобы составить впечатление о том, как понимал назначение поэта юный Лермонтов, достаточно познакомиться с одним его произведением. Это стихотворение «Поэт», написанное в 1838 году.

За год до создания стихотворения, в 1837 году от ранения на дуэли, умирает светило русской поэзии, Александр Сергеевич Пушкин. Вскоре Лермонтов создает стихотворение «Смерть поэта» и из-за него попадает в первую свою ссылку на Кавказ.

Стихотворение «Поэт» как раз и посвящено положению дел в русской поэзии после смерти Пушкина. Оно построено на противопоставлении.
Стихотворение начинается с описания самого кинжала. Он предназначался человеку для отважных битв, был грозным оружием. Ему абсолютно не нужно было наличие каких-либо украшений. Ведь он привлекал своей простотой, своими заслугами, а не блестками. Но однажды хозяин кинжала погибает, и судьба этого оружия кардинально меняется. Он теряет свое истинное предназначения. Теперь он, никому не нужный, валяется как безделушка «в походной лавке армянина». А после и вовсе перекочевывает на стену и становится пустым украшением дома.

Лирический герой, увидевший кинжал в таком состоянии, сожалеет. Он понимает, что со смертью хозяина, умер и сам кинжал. Передать изменения в настроения первой части стихотворения помогают правильно подобранные эпитеты. Если в описании боевого прошлого нет ни одного эпитета, который бы касался непосредственно самого кинжала, то после появляются эпитеты, характеризующие сам кинжал. Если сначала автор использовал эпитеты, характеризующие его подвиги, то после они стали характеризовать его внешний вид и отношение к кинжалу, так как подвиги канули в Лету. Сравнение с золотой игрушкой позволяет автору подчеркнуть бессмысленность существования кинжала.

Вторая часть стихотворения – сравнение участи кинжала с жизнью поэта, современника Лермонтова. Для автора поэт – это пророк, который должен будоражить своим словом души людей, призывать к действию. Он мечтает о возрождении истинного искусства, способного на это. Свои идеи поэт передает при помощи сравнений, как ««нужен, как фимиам в часы молитвы». Но Лермонтов понимает нереальность осуществления своей мечты.

В этом и состоит трагический пафос данного стихотворения. Но где-то далеко, сокрыта между строк надежда Лермонтова, что среди огромной массы псевдотворцов, пишущих по указке, найдется хотя бы один, кто не побоится «глаголом жечь сердца людей».

Понравился анализ стихотворения? Расскажи о нём друзьям!