Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк»

Незадолго до своей гибели на дуэли Михаил Юрьевич Лермонтов создает стихотворение, в котором продолжает тему предназначения поэта, поднятую Пушкиным в поэтическом произведении с аналогичным названием. В 1841 году он создает стихотворение «Пророк».

Интертекстуальная связь между произведениями очевидна: одинаковое заглавие, тема, христианская лексика. Лермонтов говорит, что, как и лирический герой Пушкина, повстречавший шестикрылого серафима, он пережил духовное преображение и осознал истинное предназначение своего поэтического дара – рассказать правду. Взаимоотношение поэта, борца за правду, и его окружения и становится темой данного стихотворения.

Поэт разочарован. Получив великий дар, он не смог достучаться до сердец народа, а, напротив, столкнулся со злобой, ненавистью и завистью. От него отвернулись даже близкие люди.

Тема пророчества, затрагиваемая поэтом в «Пророке» имеет конкретный источник. Это Ветхий завет, книга пророка Иеремии. Предсказатель из Иудеи 50 лет призывал народ к покаянию. Но его не хотели слушать, издевались над ним, сажали в темницу. В итоге такой несвоевременной глухоты Иерусалим был разрушен, свобода потеряна. Иеремия же прошел свой скорбный путь до конца.

Лирический же герой Лермонтова не имеет такого запаса терпения. Не найдя понимания в обществе, он выбирает путь отшельничества, путь нищего, ушедшего из города. Перед уходом герой посыпает голову пеплом. Это известный обряд демонстрации своего отречения от общества.

Слушателями этого пророка становятся твари земные и звезды. Природа расположена к герою, она тиха и готова слушать его речи. Он не имеет даже надежды найти понимание среди людей. Доказательством тому являются использованные автором уничижительные краткие прилагательные. Они акцентируют лишь его материальную бедность, не затрагивая ни одного из моральных качеств.

Отвергнув Божьего пророка, люди обрекли себя на бессмысленное будущее, что «иль пусто, иль темно».

Таким образом, своим стихотворением Лермонтов еще раз призывает заботиться не только о материальном благе себя и своих близких, но думать и о духовной составляющей. Ведь именно от нее зависит будущее поколений.

Понравился анализ стихотворения? Расскажи о нём друзьям!